ИНВУР - информационное агенство

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

  
Расширенный поиск

подписка

Subscribe.Ru
Новости сайта инновационный портал УрФО
Рассылки@Mail.ru
Новости инноваций. Рассылка инновационного портала УрФО
 
важно!
 
полезно!
награды
 
 
 
 
 

партнеры
Официальный портал Уральского Федерального округа
Официальный портал
Уральского Федерального округа
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций

Ежедневная газета ''Новости Сочи''.
Ежедневная газета
''Новости Сочи''
 
Институт Экономики УрО РАН
Инновации

» Наши партнеры »


Сейчас на сайте:
51 чел.

Инвестиции



    Сайты Уральского Федерального округа

    Пропаганда делом

    На территории ХМАО реализовано несколько крупных инвестиционных проектов: власти показали способность эффективно распоряжаться сверхдоходами. Следующее слово — за частным бизнесом

    Привлечение инвестиций было ключевой задачей властей Уральского федерального округа, аппарата полпреда президента и субъектов федерации в течение всего 2003 года. Только за последний месяц инвестиционная тема поднималась во время визитов уральских губернаторов за рубеж, на российско-германском саммите в Екатеринбурге и в ходе презентации УрФО во Франции. Каждый субъект федерального округа имеет свой набор документов, которые, по мнению властей, должны стать «приманкой» для иностранных инвесторов. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель, например, в ходе визита 5 — 7 ноября в Италию (в составе российской делегации во главе с Владимиром Путиным) подробно рассказывал о «Схеме развития и размещения производительных сил региона до 2015 года», которую правительство области разработало на основе планов финансово-промышленных групп. Информации о том, какова была реакция итальянского бизнеса на доклад Эдуарда Росселя, у нас нет. Однако давно замечено: на «бумагу» и разного рода теории иностранный инвестор клюет плохо. Ему нужны конкретные и продуманные проекты. В этом деле опыт Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), власти которого сумели найти формулу своего участия в создании вполне осязаемых проектов, способных заинтересовать западный капитал, заслуживает особого внимания.

    По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», ХМАО занимает второе место после Москвы среди субъектов федерации по уровню обеспеченности регионального бюджета собственными доходами. Когда денег много, велик соблазн их проесть, потратить «здесь и сейчас», руководствуясь сиюминутными интересами. По такому пути уверенно шел Советский Союз в последние годы существования. Так выстраивают политику в некоторых регионах и сегодня. В ХМАО выбрали другой, более эффективный вариант размещения излишков бюджетных средств. Власти стимулируют приток инвестиций с помощью бюджетных гарантий, прямых бюджетных кредитов и скупки перспективных производств, требующих модернизации и новых менеджерских решений, предоставляют льготы по налогу на имущество. В результате Югра занимает сегодня второе место после столицы и по объему капитальных вложений, включая прямые и портфельные инвестиции.

    Примерно до 1999 года правительство Югры, как и многих других субъектов, единолично занималось практически всеми инвестиционными проектами в отраслях, не связанных с добычей нефти. Это были и крупные проекты, частично оказавшиеся неудачными, и мелкие, которые только отнимали время. Саму систему обслуживания инвестиционных процессов нельзя было назвать эффективной: проекты распылены, под каждый требовался куратор-чиновник, объективно не способный мыслить категориями бизнеса. Понимание того, что следовало бы действовать не числом проектов, а качеством их исполнения, пришло пять лет назад. Тогда власти автономного округа сделали вывод: правильнее выделить несколько значимых инфраструктурных бизнес-идей, которые в обозримом будущем способны принести ощутимую отдачу, и поддерживать их — финансово, политически, как угодно. Одним из ключевых показателей эффективности того или иного проекта стала его рентабельность: идеи, реализация которых потребовала бы в последующем бюджетных дотаций, не рассматривались в принципе. В результате был определен кластер стратегических направлений промышленного развития и в его рамках сформирован пакет проектов. Сейчас многие из них доведены до уровня привлекательных для инвесторов конкретных объектов, с современной технологической базой, хорошими финансовыми показателями, гарантированной перспективой роста.

    Одним из важнейших направлений для вложения «излишков» бюджетных средств стала фармацевтика. С этой целью в конце 2001 года правительство ХМАО приобрело под Тюменью недостроенный завод готовых лекарственных форм. Это был проект бывшего губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого: во времена его правления на строительстве завода и поставках фармацевтического оборудования отдельные лица немало нагрели руки, затем стройка была заморожена. Новые хозяева утвердили детальный бизнес-план, пересмотрели контракты и, значительно сбив цены на оборудование, укомплектовали завод в соответствии с самыми современными требованиями. Предприятие вот-вот начнет выпуск таблеток (1 млрд штук в год) и инфузионных растворов. Власти, по словам директора департамента инвестиций, науки и технологий администрации ХМАО Евгения Маркова, между тем уже готовы к новым государственным инвестициям — в приобретение интеллектуальной собственности, прав на те оригинальные медицинские препараты, которые могут производиться на заводе. Как утверждает Евгений Марков, речь идет о желании, во-первых, получать дополнительные доходы в будущем, во-вторых, вывести проект на инвестиционно привлекательный уровень. Не исключается вариант организации совместных предприятий с иностранцами: возможности завода на месте уже изучили представители фармацевтических компаний Японии.

    Более всего бюджетных денег вложено в перспективный для округа лесной комплекс. «Мы сразу понимали, что не стоит мелочиться и вкладываться в покупку какой-нибудь одной пилорамы: эффект будет не тот, — говорит Евгений Марков. — Здесь важны масштабные инвестиции, которые позволят улучшить экономику отрасли». До 1999 года компания «Советсклеспром» (Советский район, ХМАО) представляла собой группу разрозненных предприятий для заготовки древесины и выпуска пиломатериалов с полностью изношенным оборудованием. За 2000 — 2001 годы власти ХМАО инвестировали более 1,5 млрд. рублей. Согласно бизнес-плану, уже в нынешнем году объемы выпуска экспортного пиломатериала (высушенного по европейским стандартам) должны увеличиться в пять раз. На экспорт будет уходить до 70% продукции. Сегодня из 1300 тыс. кубометров древесины, которая перерабатывается в ХМАО, 900 тысяч — доля Советсклеспрома.

    Завод по производству клееного бруса из шпона в Нягани — еще один проект в лесной отрасли, которым в последние годы занималось правительство ХМАО. Предприятие заработало в конце сентября и имеет хорошие перспективы: планируется, что большая часть продукции пойдет на экспорт (подробнее о заводе и его продукции см. «Э-У» № 37 за 6 — 12 октября 2003 года). Брус используют как конструкционный материал в строительстве, он легкий, прочный, огнестойкий. Бюджетные средства пошли на закупку производственной линии, кроме того, власти помогли с привлечением через правительственный Ханты-Мансийский банк синдицированного кредита.

    Стоит сказать еще о двух объектах лесопромышленного комплекса, в финансировании которых так или иначе участвовал автономный округ. Речь идет, во-первых, о реконструкции Советского ДОКа, где скоро начнут производить плиты с ориентированной стружкой — OSB. Этот материал гораздо дешевле фанеры, а главное — на его изготовление идет дешевая низкосортная древесина, которая до сих пор выбрасывалась. Проект (преимущественно закупка оборудования) обошелся в 90 млн долларов. Второй объект, завод по производству плит MDF для мебельной промышленности в поселке Мортка Кондинского района, в стадии завершения. Инвестиции, около 50 млн долларов, поступили от правительственного Фонда поколений.

    Фонд поколений, к слову, требует отдельного рассказа. Подобных структур, направленных на сохранение бюджетных ресурсов региона, нет ни в одном субъекте УрФО. В свое время, в эпоху бартерных операций, Фонд успешно разместил часть средств округа в ликвидной недвижимости в Санкт-Петербурге, позволив ХМАО неплохо заработать. Чуть позднее приобрел коллекцию антикварной живописи (около 150 предметов), которая теперь находится в собственности округа и экспонируется в Ханты-Мансийске. Как отмечает исполнительный директор Фонда Александр Кондырев, это пример грамотного вложения средств: валютная стоимость отдельных картин и икон выросла в 300 раз. Сегодня Фонд реализует сразу несколько проектов в лесной отрасли, стремясь приумножить богатства Югры: инвестирует средства в переоснащение предприятий, в обучение людей. В итоге к 2005 году на территории ХМАО должны появиться несколько больших и малых лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, увязанных в единую технологическую цепочку. «Все это называется комплексное целевое развитие территории», — говорит Александр Кондырев.

    Пищевая отрасль — еще одно стратегическое направление вложений для властей ХМАО. Здесь бизнес-проекты имеют ярко выраженный социальный оттенок. «По уровню доходов населения Югра — потенциально очень хороший продовольственный рынок, — говорит Евгений Марков. — При этом качество продукции, которая завозится на территорию округа, нас не устраивает: зачастую продукты переморожены, с большим сроком хранения, а значит, минимальным набором питательных свойств». Возрождать пищевую промышленность решено через инвестиции в крупные комбинаты. Один из таких комбинатов уже работает в Нижневартовске. В планах — строительство в округе большого молочного комбината, который будет производить все: от молока до мороженого.

    Сырье пойдет из местных государственных и фермерских хозяйств: пока молоко сдавать некуда, его попросту выливают.

    Таким образом, власти ХМАО реализуют политику диверсификации экономики, не дожидаясь прихода западных инвесторов. Причем речь не идет о создании глобальных проектов вроде строительства металлургических станов или организации производства самолетов. Проекты — вполне приземленные, ориентированные на специфику округа, его сырьевой и кадровый потенциал. Модное слово «диверсификация» режет слух губернатору ХМАО Александру Филипенко. Он предпочитает говорить об усложнении экономики, поскольку в ближайшие четверть века Югра как бы там ни было останется добытчиком половины российской нефти. Но как сделать, чтобы средства сырьевиков работали на экономику в целом, помогали создавать добавочный продукт? Возможно, власти ХМАО нашли один из вариантов решения этой проблемы.

    «Пусть на нас нападут инвесторы, и чтоб мы не смогли от них отбиться», — любит повторять Александр Филипенко. Примерно в том же ключе рассуждают и другие уральские губернаторы. Но власти Югры, в отличие от прочих, не возят за границу бумажные проекты и не строят воздушные замки. Они уже сейчас способны создать условия, в которых иностранные деньги и мозги могут вполне эффективно поработать.

    «Эксперт-Урал»

 
Индекс Цитирования Яndex Rambler's Top100
дизайн, программирование: Присяжный А.В.