![]() |
![]() |
Инновационный портал
|
подписка важно!
полезно!
награды
партнеры
Сейчас на сайте: |
Инвестиции![]() Региональные особенности инвестиций в нефинансовый сектор экономики УрФО.В целях решения общенациональных задач обретения ускоренного и устойчивого роста экономика Уральского федерального округа, как и Российской Федерации, в целом, находится перед необходимостью структурных преобразований. Их успешность напрямую связана с качественными изменениями в отраслевой и технологической структуре производства, которые должны подкрепляться соответствующими преобразованиями в инвестиционном потенциале экономики регионов. Разработка и реализация государственной инвестиционной политики должна основываться на анализе развития инвестиционных процессов в экономике федерального округа в региональном разрезе, в частности, с точки зрения изучения особенностей инвестиционного поведения регионов и выявления факторов ограничений инвестиционной деятельности. В отношении Уральского федерального округа изучение этих процессов особенно важно, учитывая его вклад в общероссийские показатели. В настоящее время доля федерального округа - 23% российских инвестиций в основной капитал и около 14 % всех иностранных вложений в Россию. По степени инвестиционной активности субъекты Федерации, входящие в Уральский федеральный округ существенно дифференцированы. Инвестиционные процессы различаются между отраслями экономики и регионами, значительно сильнее, чем это наблюдалось в советский период или в настоящее время в экономиках развитых стран. Хотя региональные особенности инвестиционной деятельности сформировались под влиянием экономико-географических особенностей территории и исторически сложившегося потенциала развития территории их своеобразие во многом связано с формированием нового экономического пространства и принципиально новой модели экономического развития последних 12 лет. Территориальные различия в инвестиционном процессе целесообразно рассматривать через отраслевую структуру экономики регионов и изменение системы финансирования инвестиционной деятельности. Субъекты Федерации, входящие в Уральский федеральный округ, можно условно подразделить на три группы в зависимости от специфики размещения производства и его отраслевой структуры - факторов в наибольшей степени определяющих пропорции распределения инвестиций по территориям. 1. Ханты-Мансийский и Ямало-ненецкий автономные округа – территории нового хозяйственного освоения. 2. Свердловская и Челябинская области – старопромышленные регионы, с высоким удельным весом промышленности в экономике. 3. Тюменская и Курганская области – регионы со значительной долей сельскохозяйственного производства в экономике региона и значительным удельным весом машиностроения в промышленном производстве.
Если представители первых двух групп это регионы с уровнем развития выше среднего, с экспортоориентированной и ресурсодобывающей направленностью, то в последних двух субъектах экономическая структура в больше степени ориентирована на внутренний рынок Таким образом, каждый регион занимает свое место в объективно обусловленной и достаточно устойчивой системе факторов регионального развития - от экономико-географического положения до исторически обусловленного уровня социально-экономического развития. Среди основных факторов, определяющих динамику инвестиционной активности регионов, - отраслевой характер производства. По степени инвестиционной активности регионы располагаются в приведенном выше порядке. В числе регионов с высоким уровнем инвестиционной активности устойчиво присутствуют основные регионы нефте- и газодобычи, нефтепереработки – Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, уступающие по объему инвестиций в основной капитал среди субъектов Российской Федерации лишь г.Москве. При этом если на Ямале и в Ханты-Мансийском автономном округе роль бюджетного финансирования незначительна (всего 3% и 12,9% соответственно), то в Москве доля средств московского бюджета составляет более половины всех инвестиций в основной капитал (56,6%). Соотношение инвестиционных расходов бюджетов этих автономных округов и внебюджетных источников финансирования инвестиций в основной капитал в этих регионах составляет 1 к 17. Эти субъекты Федерации лидеры по объему инвестиций не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на душу населения. По объему инвестиций на душу населения Ханты-Мансийский автономный округ в 5 раз, а Ямало-Ненецкий – в 15 раз превышают среднероссийский уровень. В 1999-2003 годах благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и рост доходов от экспорта явился мощным фактором повышения инвестиционной активности в этих регионах. В 2002 г. со сравнению с 1998 годом инвестиции (в фактически действующих ценах) в Ханты-Мансийском автономном округе увеличились с 5,6 раза, а в Ямало-Ненецком – в 7,3 раза. Характерным для этих регионов является сохранение высокой доли промышленности в инвестиционных расходах. В Ханты-Мансийском автономном округе доля промышленности составляет более 70 % инвестиций региона и в Ямало-Ненецком, соответственно, – более 60,0 % несмотря на то, что автономные округа нельзя отнести к индустриально развитым территориям, однако интенсивное освоение разведанных запасов углеводородного сырья и рост инвестиций в топливную промышленность предопределил высокую инвестиционную привлекательность рейтинг этих территорий. Помимо богатства природно-ресурсного потенциала уровень инвестиционной активности находится в зависимости от степени индустриализации региона. Очевидно, что развитая промышленность подразумевает отлаженную инвестиционную инфраструктуру, а крупные предприятия обеспечивают себе определенный объем инвестиций даже при неблагоприятных условиях. В эту группу регионов входят промышленно развитые Свердловская и Челябинская области. Здесь инвестиционная активность в основном характеризуется увеличением объема инвестиций в экспортно-ориентированные отрасли промышленности. В сложившейся экономической ситуации гарантом благоприятного финансового состояния предприятия и региона является объем вывоза продукции на межрегиональные и внешние рынки. Наиболее четко связь между объемами промышленного производства и объемом экспорта прослеживается в Челябинской области, для которой характерно усиление экспорта продукции, обусловленное сужением спроса на внутреннем рынке. Область пример - прямой зависимости инвестиционной активности от конъюнктуры рынка продукции одной отрасли. В этом субъекте Федерации 68% промышленного производства обеспечивается отраслями металлургии. В последние годы динамика объемов инвестиций в основной капитал Челябинской области с небольшим временным отставанием соответствует колебаниям мировой конъюнктуры цен на черные металлы. При этом ориентация на расширение экспортоориентированных производств сопровождалась совершенствованием технологий производства и реструктуризацией выпуска продукции. В Свердловской области экономика более диверсифицирована, но тенденция когда экспорториентированный сектор экономики, формирует подавляющую часть сбережений, на которые опирается рост инвестиций в промышленности, характерна и для этого субъекта Федерации. Динамика инвестиций определяется не только масштабами инвестиционных процессов, но и наличием или отсутствием необходимой для их осуществления деловой культуры и инвестиционной инфраструктуры. Центр Свердловской области Екатеринбург исполняет представительские функции «столицы Урала». Такое положение дел стимулировало развитие деловой инфраструктуры до высоких, по российским меркам стандартов, добавив инвестиционной привлекательности региону. Очевидно, что субъекты Федерации с высокой концентрацией отраслей естественных монополий и высокомонополизированных отраслей экспортной ориентации, имеющих гарантированный спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынках наиболее привлекательны для инвестиций. Такие субъекты регионы с высокой инвестиционной активностью являются в целом высокоразвитыми: здесь объем валового регионального продукта и промышленного производства на душу населения значительно превышает среднероссийские показатели. Регионы, экономическая структура которых ориентирована преимущественно на внутренний рынок, обладают существенно меньшей инвестиционной привлекательностью и характеризуются более глубокими темпами спада. Наименьший инвестиционный интерес представляют зоны аграрные регионы, а также территории, в промышленности которых основную роль играют средние и крупные предприятия военно-промышленного комплекса, пострадавшие в результате сокращения военного заказа и нерациональной политики конверсии. За годы экономических преобразований в наибольшей степени пострадали регионы с высокой концентрацией обрабатывающих отраслей, прежде всего, трудоемкого машиностроения, в том числе оборонного, а также легкой промышленности. Дополнительным фактором стала моноотраслевая специализация и вообще недостаточный уровень диверсификации экономики. Например, в Курганской области удельный вес машиностроения в общем объеме производства более 45 %. Кризис этой отрасли во многом ответственен за критические характеристики социально-экономического положения региона.
Анализ инвестиционных процессов показал, что динамика инвестиций в значительной степени определялась скоростью и глубиной экономических и институциональных преобразований в отдельных отраслях и субъектах Федерации. Сопоставление динамики инвестиций по субъектам Федерации показывает, что хотя спад инвестиционной деятельности, во всех субъектах, входящих в УрФО, в наиболее острой форме он проявился как раз в Курганской области.
Основным источником финансирования инвестиционных проектов компаний являются собственные средства, в первую очередь, прибыль. Инвестирование за счет собственных средств преобладает в большинстве как частных компаний, так и в крупных государственных компаниях (естественных монополий). При этом за счет собственных средств компании осуществляют, преимущественно, обновление производственных мощностей, оборудования и технологий, тогда как продолжают эксплуатироваться существующие промышленные здания и сооружения. По источникам финансирования инвестиций так же прослеживается ряд закономерностей. В индустриально развитых, богатых регионах, с высоким удельным весом частного сектора и притоком иностранного капитала, объем государственных инвестиций находится на уровне, ниже среднероссийского значения. Важным показателем политической направленности бюджетных инвестиций является наличие положительной взаимосвязи с дефицитом бюджета региона. Такова дифференциация субъектов Федерации входящих в УрФО по объемам отечественных инвестиций в основной капитал. При анализе активности иностранных инвесторов ситуация несколько иная. Наиболее активно иностранные инвесторы действуют в регионах с крупными экономическими центрами, благоприятным законодательным полем и высоким инвестиционным потенциалом - это промышленно развитые регионы Урала - Свердловская и Челябинская область. На начальном этапе реструктуризации российской экономики прослеживалась четкая зависимость между распределением ресурсодобывающих регионов и высокими иностранными вложениями. Это подтверждалось процессами инвестиционной активности иностранного капитала в отношении Севера России, когда имел место существенный объем инвестиций в нефтяные проекты. В последнее три года наблюдается постепенное повышение роли регионов с высокой степенью развития обрабатывающих отраслей. Субъекты Федерации, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, бывшие с начала 90-х годов ХХ века лидерами по объемам иностранных вложений на территории Уральского федерального округа, после 1998г. существенно сдали свои позиции. Отличительная особенность автономных округов в том, что наибольшую активность здесь проявляют отечественные инвесторы. Более того, российские компании, работающие в Ханты-мансийском автономном округе сами активно инвестируют за рубеж. В тоже время, отмечая данные сдвиги, необходимо учесть, что с одной стороны фактором формирования подобной ситуации стало отсутствие адекватного законодательства, которое отложило практическую реализацию крупных инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе, а с другой - часть из компаний-инвесторов номинально являющихся российскими в действительности контролируется зарубежными компаниями. Существующую ситуацию с распределением иностранных инвестиций по субъектам Федерации нельзя объяснить только заслугами региональных властей по привлечению зарубежных предприятий, регионы имеют изначально неравные условия для участия во внешнеэкономических связях. Хотя, при сложившемся уровне дифференциации регионов федеральная и региональная социально-экономическая политика является мощным механизмом повышения инвестиционной активности далеко не всегда возможно, используя ограниченные финансовые ресурсы, с помощью ряда мер сделать регион крайне привлекательным для капиталовложений.
Значение инвестиционных вложений для экономики федерального округа трудно переоценить. Хотя, промышленная динамика определяется гораздо более сложной смесью факторов, очевидно, что основные тенденции регионального развития демонстрируют прямую зависимость между ускорением темпов промышленного производства и тенденцией роста инвестиций в основной капитал. Условия для инвестиционной активности значительно различаются по регионам, что связано как с разной материальной и ресурсной базой, так и с различным уровнем развития рыночной инфраструктуры, различиями в подходах местных администраций и законодательных органов. Таким образом, анализ влияния территориальных факторов на инвестиционную привлекательность региона подтверждает, что факторами, непосредственно влияющими на инвестиционную деятельность в регионе, следует признать финансовое состояние и капиталоемкость доминирующих в нем производств, а также уровень развития инфраструктуры и экономико-географическое положение. Существенную роль в определении инвестиционной привлекательности региона играют факторы потенциала, включающие в себя исторически сложившуюся материальную базу, географическое положение и формальный либо неформальный статус территории. Наряду с этим, важное значение имеет формирование благоприятного климата. Улучшить инвестиционный климат в регионе за счет снижения рисков несравнимо проще и дешевле, чем за счет наращивания потенциала. Для стимулирования инвестиций нужны не только стабильность и прозрачность правил игры в экономике, но и тесное взаимодействие между бизнесом и государством в определении тенденций экономического развития, а также четкое управление инвестиционными процессами в государственном секторе. Сегодня остро встает вопрос о содействии рынку со стороны государства в активизации структурной перестройки производства На основе исключительно рыночных принципов невозможно кардинально преобразовать материально-техническую базу общества. Ставка на реализацию этой задачи без помощи государства - опасное заблуждение. Ряд функций, и прежде всего разработка и осуществление инвестиционной политики, должны оставаться функциями государственного регулирования. Государство должно стать гарантом спокойствия инвесторов. Улучшение инвестиционного климата на конкретной территории возможно приведения в соответствие федеральных и региональных правовых норм. Поскольку правительственные программы направлены в долгосрочном плане на создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию, то создание системы специфических льгот и особых институтов на местах не оправдано. Основным направлением деятельности по улучшению инвестиционного климата на местном уровне может стать информационная поддержка потенциала местной экономики и проектов. к.э.н. Басаргин В.Ф. |
|
дизайн, программирование: Присяжный А.В.
|