ИНВУР - информационное агенство

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

  
Расширенный поиск

подписка

Subscribe.Ru
Новости сайта инновационный портал УрФО
Рассылки@Mail.ru
Новости инноваций. Рассылка инновационного портала УрФО
 
важно!
 
полезно!
награды
 
 
 
 
 

партнеры
Официальный портал Уральского Федерального округа
Официальный портал
Уральского Федерального округа
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций

Ежедневная газета ''Новости Сочи''.
Ежедневная газета
''Новости Сочи''
 
Институт Экономики УрО РАН
Инновации

» Наши партнеры »


Сейчас на сайте:
68 чел.

Новости



2018-09-09 Без водителя

Испытал на вождение

Корреспондент "РГ" стал пассажиром первых в России беспилотных авто На Московском международном автосалоне, который проходит в эти дни, можно прокатиться на беспилотном автомобиле. А также познакомиться с отечественными разработками в этой сфере. Тем более что уже два беспилотника работают в России в качестве такси.

То, что машины без водителя смогут ездить по дорогам страны, еще пять лет назад сложно было себе представить. Американский "Гугл-мобиль" - это что-то их, далекое, плохо совместимое с российскими дорогами, бездорожьем и сервисом. Но тем не менее пока за рубежом беспилотная техника проходит испытания, у нас уже осуществляется разведка боем. Автомобиль без водителя перевозит пассажиров в одном из российских городов.

Такси без водителя заказывали?

Город Иннополис в Татарстане выбрали в качестве площадки для тестирования беспилотного такси не просто так: здесь низкий автомобильный трафик, новые дороги и немного пешеходов.

Соглашение между Татарстаном и компанией "Яндекс", которая и запустила беспилотное такси, предусматривает, что оно будет бесплатным. В тестовой зоне города сейчас открыто пять точек посадки и высадки пассажиров. Их разместили возле ключевых объектов Иннополиса: университета, стадиона, медицинского центра, жилого квартала "Зион" и административно-делового центра имени Попова, где расположен офис российской интернет-компании.

Воспользоваться услугами беспилотника в Иннополисе смогут взрослые жители, которые дадут согласие на участие в тестировании. Желающий обращается в консьерж-сервис Иннополиса, подписывает бумаги на согласие в тестировании беспилотника и передает их в мэрию. После этого он получает возможность вызывать автомобиль со своего смартфона.

Работает такси ежедневно. Электронный водитель соблюдает все правила дорожного движения, пропускает пешеходов, умеет распознавать и объезжать препятствия, а при необходимости сможет экстренно затормозить. При этом во время тестирования в салоне постоянно находится инженер-испытатель, контролирующий исправность работы всех систем.

Как пояснил корреспонденту "РГ" директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Артем Фокин, сейчас этот проект готов для работы везде, на любых дорогах. Есть только несколько проблем. Автомобиль собран не из автомобильных компонентов, поэтому требует ежедневной проверки. Автомобильный компонент - это компонент, на который есть гарантия производителя, что он будет работать без вмешательства специалистов от одного планового техобслуживания до другого. Таких пока в природе не существует. Но в компании есть инженеры, которые ежедневно проверяют и обеспечивают работу техники.

Вторая проблема - это отсутствие нормативных актов, которые регулировали бы перевозку пассажиров беспилотным транспортом. Поэтому такси сейчас работает по соглашению с Татарстаном в тестовом режиме и в тестовой зоне.

В качестве базового автомобиля Toyota Prius была выбрана не случайно. По словам Артема Фокина, это надежный автомобиль, в котором есть все необходимые электронные блоки управления, с помощью которых можно этим автомобилем управлять.

- Мы не устанавливаем дополнительные механические средства, мы не вмешиваемся в те модули, которые установлены производителем, - поясняет Фокин. - Мы с помощью электроники говорим машине повернуть - и она поворачивает. Говорим тормозить - и она тормозит.

КАМАЗу нужны умные дороги

Впрочем, технологии отечественных беспилотников сильно отличаются. Например, шаттл от КАМАЗа для безопасного беспилотного передвижения нуждается в развитии интеллектуальной транспортной системы.

Шаттлы этого автопредприятия уже тоже возили пассажиров. Например, в Казани на чемпионате мира. Но по прямой дороге, отделенной от остальных участников движения, - аттракцион для гостей.

Как пояснил корреспонденту "РГ" руководитель направления электрика и электроника проекта "Шаттл" Николай Мезенцев, автомобиль едет по некой своей 3D-карте. Он ее сам строит с помощью лидаров, установленных на крыше. Также у него в памяти должна быть карта. Он накладывает одну на другую и понимает, где находится. Но карты занимают много памяти. Поэтому оптимальный вариант, чтобы автомобиль, подъезжая к новому участку, сам загружал новый кусок карты. А откуда он ее будет загружать? Вот для этого и нужна развитая интеллектуальная транспортная система.

Есть специализированные протоколы связи, по которым автомобили и дорожная инфраструктура передают информацию друг другу. О пробках, о средней скорости, о ямах - о чем угодно. В том числе для беспилотной технологии передают локальные 3D-карты.

- Мы можем по какой-то локальной улице поездить и довести до того, что беспилотник будет там ездить идеально, - поясняет Николай Мезенцев. - Но если автомобиль выедет из этой зоны, мы пока не можем гарантировать безопасности. Для идеальной работы беспилотника должна быть сумма технологий: наши технологии, технологии инфраструктуры и связи. Но, кстати, связи, которая обеспечивает надежную коммуникацию, тоже пока никто не может предоставить.

Кстати, беспилотник "Яндекса" проехал от Москвы до Казани почти 800 км. Но при этом у него была загружена карта всего участка. Причем карта, выверенная накануне поездки.

Камера, радар, поехали

Беспилотники "Группы ГАЗ" тренируются пока на полигоне Березовая пойма в Нижегородской области. Там нанесена дорожная разметка, установлены светофоры, дорожные знаки, есть пешеходные переходы и есть другие участники движения. Также прототипы передвигаются по внутризаводскому маршруту. На дороги общего пользования не выезжают.

ГАЗ представил на выставке сразу два прототипа. Первый оборудован четырьмя парами стереокамер. Они имитируют человеческое зрение и строят вокруг машины карту глубины. Она позволяет оценить расстояние до объекта. Впереди обычная видеокамера, с помощью которой считываются дорожные знаки, разметка, распознаются другие участники дорожного движения и пешеходы. Также для маневрирования и для понимания наличия объектов в ближнем диапазоне по периметру автомобиля установлены ультразвуковые датчики.

Для ориентации и привязки к маршруту используется два типа навигации. Высокоточная навигация работает в режиме поправок и обеспечивает точность до 1 см. В случае потери связи со спутником в работу вступает инерциальная навигация, которая постоянно отслеживает скорость автомобиля по сигналам от датчика АБС, положение руля, также есть датчики, которые отслеживают крены кузова. Так автомобиль понимает, происходит ли отклонение от маршрута или нет. Также инерционная навигация используется для удержания машины в полосе движения.

На втором прототипе уже сделано внешнее управление с помощью каншины рулевым управлением, интеллектуальной тормозной системой, тяговой установкой, трансмиссией и системами автомобиля. Его планируется оснастить лидаром, радаром в среднем диапазоне действий и камерой.

- Мы сейчас проводим исследования, какие наборы сенсоров лучше, - поясняет инженер "Группы ГАЗ" Валерий Филатов. - У камер есть недостатки при работе в тяжелых погодных условиях. Как раз набор "лидар, радар и камера" помогает решить эту проблему. Но значительно удорожает машину. Еще также есть возможность размещения тепловизора. Такой набор сенсоров позволит детектировать проезжую часть без разметки.

Насколько страшен беспилотник

Вокруг беспилотников не смолкают споры о его безопасности для окружающих. Напомним, что в свое время вице-президент одной из немецких компаний автопроизводителей заявил, что если машине придется выбирать, задавить пешехода или причинить неудобство пассажиру, то машина предпочтет первый вариант.

Также непонятно, как беспилотник будет реагировать на различные неожиданности, которые на дороге происходят сплошь и рядом. Например, с грузовика упадет незакрепленный груз, ребенок выскочит из-за стоящего автобуса, неожиданно перед машиной решит проскочить велосипедист. Всем помнится случай с беспилотным Uber, который сбил велосипедистку насмерть.

Но на все это разработчики лишь скептически ухмыляются. Перед машиной не стоит задачи защитить пассажира. Перед ней стоит задача не совершить столкновения с любым препятствием. Даже с тем, которое двигается с изменяемой скоростью, меняя траекторию.

- Сделать что-либо внезапно для этой машины невозможно, - утверждает Артем Фролов. - Она определяет любой объект, а также его скорость и направление движения в радиусе 100 метров и оценивает изменение обстановки с частотой 50 раз в секунду. Неожиданно может быть для водителя. Потому что он смотрел не туда, он был сконцентрирован на другом. У нас есть три типа сенсоров: радар, лидар и камеры. С их помощью мы определяем любой объект, его направление движения, скорость и возможность пересечения траекторий. Если траектории могут пересечься, то машина предпримет все, чтобы этого не допустить.

Радар видит сквозь припаркованный автобус, определяет объект с определенной массой и с определенной скоростью, столкновения с которым необходимо любой ценой избежать. Поэтому ситуация, в которой ему придется выбирать, невозможна. Он предотвратит ее еще на стадии зарождения.

Ну и напоследок. До появления этой техники на дорогах осталось не так долго ждать. Эксперты рассчитывают уже на 2030 год. Сейчас уже между правительством Москвы, "Яндексом", НАМИ и ГАЗом заключено соглашение на тему развития беспилотных транспортных средств. По всей видимости, скоро будут проводиться испытания на улицах столицы.

Остаются еще вопросы юридические. Беспилотный транспорт необходимо прописать в законах и нормативных актах, чтобы его легализовать. Но и здесь есть одна большая проблема: кто будет отвечать, если произойдет авария? Производитель беспилотника или его собственник? Кто компенсирует расходы на ремонт, если из-за какого-нибудь сбоя беспилотник поцарапает чужую машину?

Дроны-почтальоны и танки без танкистов

В Токио, который готовится принять у себя летнюю Олимпиаду-2020, запустили беспилотные такси. Пока что это эксперимент, но уже меньше чем через два года ожидается, что автомобили без водителя будут использоваться на постоянной основе. Более того, еще в июле правительство Японии обнародовало планы создать консультационный совет, который бы разработал необходимую правовую и социальную базу, чтобы уже в 2020 году можно было начать эксплуатацию летающих автомобилей. Предполагается, что машины, летящие на высоте до 150 метров со скоростью до 200 км/ч, помогут разгрузить дорожные пробки, а также будут полезны при ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пока же японская таксомоторная компания Hinomaru Kotsu и разработчик роботов и робокаров ZMP отправили беспилотные такси по тестовому маршруту в центре Токио, из района Отемати до перегруженного транспортом и людьми Роппонги. Машина движется автоматически, но на всякий случай в ней присутствует водитель, который готов взять на себя управление в экстренной ситуации. Тестовые поездки продлятся до 8 сентября.

Беспилотные легковые автомобили - не единственное направление для реализации машины без водителя. В разработке находятся, например, роботизированные автобусы. Кроме того, в ближайшем будущем могут появиться почтовые дроны, они заменят почтальонов в горных районах и малонаселенных деревнях.

Китай не отстает от Японии. Там тоже намерены использовать дроны для доставки почты и заказов из магазинов. На пляжах курортного острова Хайнань дроны следят за порядком, работая в паре с вездеходами полиции и спасателей.

Беспилотное такси (на фото справа) уже проходит тестирование в Токио. Фото: REUTERS

Также на недавней выставке в городе Чунцин разработчики показали беспилотных автокурьеров. А в городе Сямынь в парке программного обеспечения с августа этого года курсирует беспилотный автобус на 14 пассажиров. Более того, Китай проводит эксперименты по оснащению искусственным интеллектом танков "Тип 59", созданных на базе советских Т-54. Об этом еще весной сообщило одно из ведущих изданий КНР Global Times.

Что интересно, обилие собственных высокотехнологичных разработок не мешает Китаю наращивать импорт классических автомобилей, управляемых человеком. Так, в июле в КНР было ввезено машин из-за рубежа на рекордные 7,4 миллиарда долларов. Так японские и европейские компании отреагировали на снижение ввозных пошлин с 25 до 15 процентов. Понятно, что американских машин это не коснулось - в условиях торговой войны с США для них ставка осталась прежней.

Вообще же беспилотные автомобили сегодня - один из главных трендов у ведущих мировых компаний. Однако беспилотный автомобиль не означает безопасный. В марте такая машина, тестируемая Uber в штате Аризона, насмерть сбила женщину, переходившую дорогу в неположенном месте. А 24 августа в Калифорнии в беспилотный автомобиль Lexus RX450H, тестируемый компанией Apple, врезался управляемый обычным человеком Nissan Leaf. К счастью, скорости были небольшими и никто не пострадал.

В корейских универмагах появятся роботы-помощники

Текст: Олег Кирьянов (Сеул) Корейская сеть универсамов E-mart намерена "принять на работу" в свои магазины роботов с системой искусственного интеллекта, которые будут помогать посетителям делать покупки.

Сам робот, который получил название Pepper, уже полностью готов к внедрению. В ближайшие дни начнется его итоговое тестирование в универсаме E-mart, расположенном в микрорайоне Сонсу Сеула. Робот с мая уже был проверен в режиме ограниченной функциональности, когда он просто сообщал информацию о продуктах. Теперь же Pepper не будет стоять на месте и ждать обращения к нему, а сам будет подходить к посетителям и интересоваться, какие блюда они хотят приготовить. Исходя из этого, он будет давать советы, какие именно продукты стоит приобрести и где именно они находятся. В Pepper использована система искусственного интеллекта, разработанная специалистами из Сеульского государственного университета. После завершения тестирования Pepper должен появиться во всех универсамах сети E-mart в Корее.

Отметим, что другая популярная сеть корейских универмагов с декабря прошлого года уже использует "железного консультанта" - робота Losa, который дает рекомендации и предоставляет прочую информацию посещающим магазины. Ожидается, что в ближайшем будущем роботы-помощники появятся и в других крупных сетях магазинов Южной Кореи.

октябрь 15-22 << пн / вт / ср / чт / пт / сб / вс / >>
 
Индекс Цитирования Яndex Rambler's Top100
дизайн, программирование: Присяжный А.В.