ИНВУР - информационное агенство

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

  
Расширенный поиск

подписка

Subscribe.Ru
Новости сайта инновационный портал УрФО
Рассылки@Mail.ru
Новости инноваций. Рассылка инновационного портала УрФО
 
важно!
 
награды
 
 
 
 
 

партнеры
Официальный портал Уральского Федерального округа
Официальный портал
Уральского Федерального округа
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций

Ежедневная газета ''Новости Сочи''.
Ежедневная газета
''Новости Сочи''
 
Институт Экономики УрО РАН
Инновации

» Наши партнеры »


Сейчас на сайте:
61 чел.

Новости



2023-09-25 Смартфоны и мы

Ваш мобильный оператор знает о вас всё, и даже немножко больше

Автор: @DariaLe. Название статьи действительно звучит так, будто операторы буквально роются в нашем нижнем белье, подслушивают, подсматривают, да еще всё прекрасно запоминают с точностью до секунды. Так ли это, и стоит ли всерьез волноваться? Будем разбираться.

Почему это произошло?

Давайте начнем с главного: с нашей нежной привязанности к смартфонам.

В современном мире сложно представить себе человека, у которого нет мобильного телефона. В частности в России среднее количество сим-карт на жителя (включая новорожденных детей и людей в преклонном возрасте) – 1,4 штуки. Больше одной на каждого. Это много, очень много.

А вот ещё любопытная статистика. По итогам 2022 года более четверти (26%) пользователей тратят на использование телефона 7 часов и более, то есть более половины того времени, что они бодрствуют. Еще 21% тратят на него 5–7 часов. И лишь 4% обладателей смартфонов используют его не более одного часа в день (знаете таких?).

Телефон сопровождает нас везде: в машине, общественном транспорте, кафе, ресторанах, на работе, в душе, в спальне. Он стал неотъемлемой частью нашей жизни. Настолько неотъемлемой, что если по какой-то причине мы забыли его дома, нас охватывает тревога, и мы стремимся вернуться и срочно забрать гаджет с собой.

Для такой тревоги в серьезном проявлении даже есть специальный термин — номофобия — с занимательной расшифровкой. Это аббревиатура слов «фобия — без мобильного телефона» («no-mobile-phone phobia»). Появилось понятие ещё 12 лет назад в ходе исследовании YouGov 2010 года по заказу UK Post Office.

В этом исследовании было выявлено., что примерно 53% пользователей мобильных устройств испытывают беспокойство, когда сталкиваются с ситуациями, такими как потеря телефона, разряд аккумулятора, недостаток средств на счете или нахождение в местах без сотовой связи. Эти опасения разделяют около 58% мужчин и 47% женщин, при этом 9% также тревожатся, когда их мобильные устройства выключены.

Исследование проводилось в Великобритании более 12 лет назад. Я уверена, что в настоящий момент проценты подросли, а похожие данные можно применить к другим современным странам мира. Поэтому нечего удивляться, что смартфон стал не только продолжением нашей руки, но и нашей памяти. Мы сами поместили в него свою частную жизнь.

Как собирается информация?

Во-первых, существует закон, строго регламентирующий процесс сбора информации. Согласно его требованиям, при заключении договора с оператором сотовой связи мы предоставляем свои паспортные данные. Иными словами, мы добровольно сообщаем информацию о себе в момент заключения договора, как при любых договорных отношениях. Это начальная информация об абоненте в системе.

Далее мы получаем заветную сим-карту и вставляем её в свой смартфон. И тут начинается процесс активного пользования: выходим в интернет, скачиваем приложения, общаемся в мессенджерах, звоним, пишем, оплачиваем покупки и так далее — список можно продолжать до бесконечности. Любое действие, совершенное в телефоне с активированной сим-картой фиксируется, вносится в огромную базу данных и хранится на сервере где-то далеко и надежно. Это тоже требование законодательства. Но и не только.

Информация поступает к оператору не потому что ему так хочется, а потому что это техническая неизбежность. Система так работает. Теоретически оператор мог бы отключить эту функцию. Строго говоря, он от этого ещё и сэкономит на всей огромной и дорогостоящей системе хранения информации, но только никто этого не позволит, в том числе мы сами — пользователи.

Предположим, приходит вам счет на 200 руб. больше обычного, и вы закономерно обращаетесь к оператору с вопросом. А оператор вам отвечает, что, мол, вы когда-то там кому-то звонили и ещё отправили платную смс, а потом пожертвовали 100 руб. котятам. Но когда это было, оператор не знает, потому что нет зафиксированной информации об этом — верьте и платите. Кто же на такое согласится? Все уже привыкли заходить в личный кабинет и видеть детализацию с точностью до секунды, потому что это возможность контроля и способ защитить свои права.

Можно ли обхитрить оператора?

Наверняка кто-то сейчас задумался: “А что в случае, если я не использую сеть оператора для выхода в интернет?” — и тут есть очень интересный момент.

Действительно, многие пользуются WiFi чтобы «серфить» всемирную паутину. Например, я не хочу, чтобы мой оператор знал, что я скачала себе Тиндер и планирую им пользоваться. И вот я подключаюсь за чашечкой кофе в уютном кафе к местному WiFi в полной уверенности, что я невидима для оператора. Но приложение вдруг просит меня ввести мой номер телефона для авторизации, чтобы выслать мне смс. А смс — что? Правильно, фиксируется оператором и вуаля — там уже хихикают, что я собираюсь ходить на свидания.

На самом деле, там никто не хихикает: операторам нет дела, с кем вы встречаетесь, но информация и правда попадает в базу данных, поскольку серьезным приложениям нужна верификация вашей личности через каналы более-менее надежные. Номер телефона вы получаете по паспорту, и поэтому он выступает подобным каналом. Вот такой замкнутый круг.

Помимо этого не стоит забывать о невнимательности. Если вы использовали приложение в зоне WiFi, а потом перешли на 3G/4G или LTE, то информация неизбежно летит в сервер оператору в папочку с вашим номером. Получается, никуда нам не скрыться от оператора.

А вдруг оператор станет злодеем? Или уже стал…

В психологии есть такой прием — проиграть худший сценарий. Давайте представим, что ваш оператор вдруг перешел на темную сторону и решил стать злодеем, чтобы ваши данные узнали все. Или кто-то из недобросовестных граждан проник к оператору и жаждет знать всё о пользователях.

Да, действительно, существует некая масса информации конкретно по вашему номеру, которую теоретически можно всю собрать и скачать. Тут стоит разобрать все по порядку. Во-первых, процесс этот очень трудоемкий и сложный. Во-вторых, информация тщательно зашифрована. В-третьих, любая личная информация очень строго охраняется, и доступ к ней ограничен максимально. Это всё не блажь, а требования закона и техническая необходимость самой системы.

Операторы содержат огромные серверы для хранения и устанавливают современные системы защиты информации, потому что малейшая угроза информации о пользователях — это прямая угроза всей работе оператора в целом.

Вывод напрашивается следующий: одинокому злодею или даже целой банде невозможно добраться до всего объема информации о пользователях, пусть даже они десятилетиями легально проработают у оператора верой и правдой. Сам же оператор живет в строгих рамках закона, и к нему приковано особое внимание, поэтому рисковать никто не будет.

Так что дышите ровно, наш сеанс завершен!

Как операторы спасают мир?

Звучит громко, но на самом деле это целая большая тема, о которой хочется написать более подробно отдельную статью, поэтому тут я просто приведу один пример, и вам сразу станет понятно.

В современном мире есть современные угрозы. Есть люди, способные использовать сим-карты в качестве детонаторов взрывных устройств. Есть и многие другие, кто использует технологии против благосостояния групп людей или даже человечества. И вот тут операторы становятся огромными помощниками для правоохранительных органов: по законному запросу или предписанию суда или СК оператор может выдать информацию о злоумышленниках, помочь раскрыть их планы, местонахождения, сообщников и многое другое. Любая информация может оказаться полезной в ходе расследования.

Таким образом с помощью данных о сим-карте и её владельце спасаются человеческие жизни и предотвращаются серьезные преступления, а одна спасенная жизнь определенно стоит того, чтобы собирать и хранить в безопасном и надежном месте информацию о пользователях.

Напоследок: стоит ли беспокоиться о сборе информации оператором?

Я думаю, что однозначный ответ — нет, не стоит. Нас часто пугает то, чего мы не знаем и не понимаем, но немного изучив вопрос, мы можем понять, что причин для беспокойства нет. Операторы — люди ответственные, а законы, регулирующие их деятельность максимально защищают пользователей.

Кроме того, есть банки, страховые компании, медицинские учреждения, которые знают о нас тоже весьма немало. Некоторые из них даже больше, чем самые близкие люди! Но при современном уровне защиты информации и актуальном законодательстве на эту тему опасаться стать публичной личностью объективных причин нет.

Если уж вы хотите о чем-то беспокоиться, то не записывайте пин-коды от банковских карт на листочках в бумажнике. А о сохранности ваших данных, переданных сотовым операторам, позаботятся новейшие способы хранения информации, которыми заручаются любые операторы, желающие оставаться конкурентными и оказывать пользователям качественные услуги.

Источник:

Хабр

июль 15-22 << пн / вт / ср / чт / пт / сб / вс / >>
 
Индекс Цитирования Яndex Rambler's Top100