ИНВУР - информационное агенство

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

  
Расширенный поиск

подписка

Subscribe.Ru
Новости сайта инновационный портал УрФО
Рассылки@Mail.ru
Новости инноваций. Рассылка инновационного портала УрФО
 
важно!
 
полезно!
награды
 
 
 
 
 

партнеры
Официальный портал Уральского Федерального округа
Официальный портал
Уральского Федерального округа
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций

Ежедневная газета ''Новости Сочи''.
Ежедневная газета
''Новости Сочи''
 
Институт Экономики УрО РАН
Инновации

» Наши партнеры »


Сейчас на сайте:
98 чел.

Новости



2013-06-07 Мнение эксперта. ЖЭК-потрошитель

Екатеринбург. Недавно президент страны Владимир Путин провёл очередное заседание Государственного совета Российской Федерации «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг». Учитывая, что 64% россиян, согласно опросам ВЦИОМ, ситуацию в отечественном ЖКХ считают самой большой проблемой, то выбор этой темы для очередного заседания Госсовета выглядит вполне логичным.

Экспертное мнение заведующего сектором Института экономики Уральского отделения РАН, публициста, заслуженного работника культуры РФ Сергея Парфенова:

- Действительно, проблемы ЖКХ уже давно сидят в печенках не только рядовых граждан России, но и у президента, правительства, губернаторов, муниципальных чиновников. Трудно припомнить год, когда ситуация в этой важной для государства сфере не поднималась бы на самом высоком уровне. Количество совещаний, конференций, парламентских слушаний, круглых столов на данную тему уже зашкаливает все разумные пределы.

На этот раз в присутствии президента обсуждались предложения Рабочей группы Госсовета по решению основных проблем отрасли, связанных с низким качеством, медленными темпами модернизации коммунальной инфраструктуры, недостаточной инвестиционной привлекательностью ЖКХ, растущими неплатежами и другие меры.

Не стоит вдаваться в подробности острой, временами – очень жесткой полемики, которая прозвучала на заседании Госсовета. Выделим лишь наиболее ключевые моменты.

Первое. Выяснилось, что только на первичное восстановление изношенных фондов ЖКХ требуется более 9 триллионов рублей. Причем, если ситуация в отрасли кардинально не изменится, эта сумма будет только расти. Однако бизнес сюда не идет: объемы частных инвестиций в ЖКХ составляют всего 8% годового оборота предприятий коммунального комплекса, хотя тут «крутится» 4,2 триллиона рублей в год - порядка 7 процентов валового внутреннего продукта России.

Второе. Ни Минрегион, ни Правительство РФ в целом до сих пор не имеют внятной Федеральной целевой программы, нет даже Концепции по реконструкции сферы ЖКХ, каких-либо стандартов оказания коммунальных услуг населению.

Третье. Законы и нормативные акты (порядка 100), принятые ранее Государственной Думой и одобренные Советом Федерации, составлены так, что лишь осложняют работу в жилищно-коммунальной сфере, их трудно понять и применить на практике. Например, сегодня в отрасли действует аж 84 тарифа!

Четвертое. Дефицит специалистов в ЖКХ сегодня приближается к 70%. Президент призвал «обеспечить подготовку и переподготовку кадров, чтобы сюда приходили профессионалы, способные создавать современный цивилизованный рынок коммунальных услуг». Конечно, это можно сделать, повысив, например, зарплату работников ЖКХ, - скажем, до уровня зарплаты учителей. Однако, как оказалось, это не входит в число главных государственных приоритетов.

Пятое. В ЖКХ до сих пор нет настоящей конкуренции. Реальный путь к ней - переход на концессионные соглашения и частные инвестиции. Но закон, создающий правовые возможности для широкого применения концессионных соглашений в коммунальном хозяйстве, вступит в силу в полном объеме, возможно, лишь с 1 января следующего года.

Шестое. В отрасли много случайных людей. «Коммуналка» продолжает оставаться непрозрачной и криминальной сферой. Здесь настоящее раздолье для тех, кто привык «ловить рыбку в мутной воде» - стричь купоны, не вкладывая в дело ни копейки. Итог - коррупция, кумовство, постоянные скандалы и судебные разбирательства.

Седьмое. В России отсутствует современная информационная система, которая позволяла бы людям беспрепятственно вести мониторинг потребления жилищно-коммунальных услуг и отслеживать порядок начисления платы за данные услуги. К тому же эти сведения так запутаны, что даже финансово образованному человеку разобраться в них крайне трудно.

Восьмое. Страна нуждается в создании новой системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Однако эта задача не должна возлагаться только на плечи регионов и собственников жилья.

Девятое. Общение В.Путина с министрами и губернаторами не привело к каким-либо конкретным решениям в области регулирования и сдерживания тарифов естественных монополий, которые, как известно, не должны превышать уровень инфляции (целевой ориентир 2013 года - 5-6%).

Словом, ситуация в отрасли удручающая. По данным Рабочей группы, дебиторская задолженность организаций в сфере ЖКХ на сегодняшний день достигла 700 миллиардов рублей, кредиторская – 600 миллиардов. Она формируется в основном у населения, где уровень оплаты, кстати, - 95 процентов, и в управляющих организациях.

В то же время, по данным Минрегионразвития, общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов имеют лишь 60 процентов зданий. А в отдельных регионах доля многоквартирных домов с приборами учёта не превышает и 20 процентов. Коэффициент полезного использования топлива на российских ТЭС за последние 20 лет тоже снизился (с 57 до 53 процентов). Перерасход топлива в стране по отношению к 1992 году составляет сегодня 37 миллионов тонн у. т., или более 100 миллиардов рублей. То есть, по существу, иногда мы топим улицу, а не дома. Опыт же Европы по созданию децентрализованных систем теплоснабжения у нас почему-то не приживается.

Так что Глава государства прав: реализация реформы в одной из базовых отраслей российской экономики по-прежнему буксует, а недовольство и претензии граждан совершенно справедливо идут в адрес властей самого разного уровня – начиная от муниципалитетов и заканчивая федеральным центром.

Кто виноват?

Рабочая группа Госсовета, как выяснилось, главную причину такого положения дел видит в разрыве, который образовался между вводимыми нормативно-правовыми актами, регулирующими отрасль, и принимаемыми на местах управленческими решениями. Если более конкретно, то начатый переход от «латания дыр» к выстраиванию целостной системы в отрасли сильно тормозится из-за… органов местного самоуправления.

Однако, по мнению аналитиков, приструнить сегодня муниципалитеты просто нереально. В мелких муниципальных образованиях и вовсе беда – там нет активного населения, которое может требовать какого-либо отчета. При этом все проверяемые хорошо знают проверяющих, и они тесно повязаны друг с другом. Региональная власть «по линии ЖКХ» тоже ничего не может сделать: по закону о местном самоуправлении коммунальные и жилищные дела находятся в полном ведении муниципальной власти. Она самостоятельно принимает инвестиционные планы для предприятий коммунального комплекса, региону не подчиняется, а прокурорские проверки часто ведут люди, не понимающие специфики ЖКХ. К тому же муниципалитет может закрыть глаза на то, как «ручные» управляющие компании не платят поставщикам ресурсов, завышают нормы общедомового потребления, грабят население, но зато вовремя делятся, с кем надо.

«В ЖКХ можно заводить любые бюджетные деньги, а по документам списать все, что душе угодно», – утверждают источники, знакомые с ситуацией в отрасли.

«Тарифы берутся с потолка и утверждаются, как стороны договорятся друг с другом, – заявляет председатель совета регионального отделения Общероссийской организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по Свердловской области Аркадий Халявин. – Складывается откровенная круговая порука. И здесь, считаю, необходимо серьезное политическое решение. Если его принять, то тарифы на услуги ЖКХ можно легко снизить до разумных пределов - даже при наличии той нормативной базы, которая сегодня создана».

Все верно. Но субъекты Российской Федерации тоже продолжают обеими руками держаться за старые, более привычные схемы управления жилищно-коммунальным комплексом!

В этом смысле интересно было проследить за реакцией региональных лидеров «Большого Урала» на решения, принятые Госсоветом. Что они считают сейчас наиболее важным?

Губернатор Челябинской области Михаил Юревич заявил о необходимости скорейшего расселения граждан из аварийного жилья. Предположительно, областной и федеральный бюджеты будут финансировать эту программу в равных долях - 50 на 50. По мнению М.Юревича, при реализации этой задачи на местном уровне стоит использовать принцип перекрестного субсидирования: за жителей старых домов будут платить владельцы квартир в новых многоэтажках. Эта схема начнет работать со следующего года. Сумму платы будет определять каждый, отдельно взятый муниципалитет. При этом в регионе будет создан так называемый региональный оператор – некоммерческая организация, которая должна обеспечить проведение капитального ремонта в многоквартирных домах. Но большая часть полномочий по контролю и финансированию этих ремонтов решено отдать правительству Челябинской области.

Глава Зауралья Олег Богомолов потребовал от своих подчиненных ускорить создание общественных Советов многоквартирных домов, сначала – в Кургане (в областном центре их создано только 35%). Поскольку жилищное законодательство возлагает ответственность за содержание общего имущества домов на его собственников, именно они и должны принимать на своих собраниях решения по текущим и капитальным ремонтам, контролировать, как будут работать управляющие компании.

Губернатор Юрий Берг (Оренбуржье) по результатам заседания Государственного Совета РФ обозначил основные задачи регионального правительства и потребовал навести порядок в жилищно-коммунальной сфере, разобраться с проблемами каждого ТСЖ, каждой управляющей компании, дойти до каждого дома и квартиры. В этой связи Ю.Берг поручил первому вице-губернатору Сергею Балыкину, министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства провести в регионе ряд совещаний по вопросам повышения качества услуг ЖКХ, проблемам деятельности предприятий отрасли, а также тщательно проанализировать причины, которые мешают стабилизировать ситуацию, найти механизмы выхода из затянувшегося кризиса в этой сфере. По мнению губернатора, контроль за происходящими здесь процессами со стороны органов исполнительной власти должен быть ужесточен. Отметим, что Оренбуржье вошло в число немногих российских регионов, в которых рост тарифов в 2012 году не превысил 7 процентов.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, комментируя итоги заседания Государственного совета, посвящённого проблемам жилищно-коммунального хозяйства, отметил, что многие их них актуальны и для Свердловской области, а их решение требует законодательного и административного регулирования со стороны всех уровней власти. Губернатор рассказал, что в настоящее время в муниципальных образованиях на постоянной основе действуют советы и рабочие группы, занимающиеся проблемами ЖКХ, а в ряде территорий запущены пилотные проекты по улучшению схем теплоснабжения. В области реализуется несколько программ, направленных на реформирование жилищно-коммунальной отрасли.

Так, на реализацию целевой программы развития и модернизации ЖКХ на 2012–2016 годы из регионального бюджета будет выделено 17,2 миллиарда рублей, из них 16,96 миллиарда предполагается направить именно в муниципалитеты - на реализацию конкретных инвестиционных проектов по улучшению технического состояния жилищного фонда, систем тепло- и водоснабжения, водоотведения, на развитие газоснабжения. Объём финансирования программы модернизации ЖКХ власти региона увеличили уже в 15 раз, но при этом рассчитывают и на поддержку федерального центра, без которой невозможно выполнить полный объём работ по обновлению жилищно-коммунальной инфраструктуры. Что касается «организационных вопросов и борьбы с коррупцией», губернатор считает, что здесь «мы можем и обязаны сами навести порядок».

Шаг вперед, два шага назад…

По мнению известного эксперта, заместителя директора Института экономики УрО РАН, доктора экономических наук Сергея Баженова, главная проблема отрасли заключается в том, что в ней парализован главный механизм – нет конкуренции. И обслуживание жилищного фонда в России не преследует защиту прав потребителей, поэтому население сохраняет стойкое безразличие к существующей системе. И, несмотря на положительную направленность изменений в российском ЖКХ о создании эффективных механизмов антикризисного управления в данной сфере говорить по-прежнему очень рано, поскольку в ней так и не возникло рыночных позиций – ни у потребителей коммунальных услуг, ни у их производителей и поставщиков. Именно поэтому ЖКХ продолжает лихорадить.

Слова эксперта подтверждаются рядом серьезных конфликтов в Екатеринбурге, разгоревшихся на «коммунальной почве» нынешней весной.

Так, буквально накануне введения в России фиксированных платежей за общедомовое потребление многие управляющие компании решили разом удовлетворить свои финансовые амбиции, запланированные, видимо, на целый год. Скажем, УК «Урал-СТ», которая обслуживает жилые дома в Пионерском поселке, прислала гражданам квитанции за май, когда отопительный сезон уже был завершен, с явно немыслимой платой. Например, жительнице у улицы Менделеева, пенсионерке Нине Коневой насчитали 1000 рублей за отопление квартиры и еще 6,5 тысячи - за отопление подъезда. А у некоторых граждан в квитанциях значилась сумма, превышающая 15 тысяч рублей!

А вот на собрание разгневанных жильцов другого дома, что в Парковом переулке, 39/4, приехал даже лидер движения «За справедливое ЖКХ», депутат Государственной Думы Александр Бурков. Плата за отопление – самая «дорогая» графа в коммунальной платежке. Не удивительно, что она часто становится предметом для различных махинаций. Но особый цинизм – счета по статье «общедомовое отопление», которая, по мнению депутата, вообще незаконна. Активисты этого движения сумели раскрыть немало схем, с помощью которых нерадивые коммунальщики обманывают народ. Что только не придумывают! Вот и тут выяснилось: похоже, ЖЭК просто выставил счета «по беспределу» - все равно, мол, жильцы заплатят, привыкли. Но люди обратились за помощью к правозащитникам и восстановили истину.

Собственники 573 домов, за обслуживание которых отвечает ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская», тоже не дождались «облегченных» квитанций за май. До этого генеральный директор этой УК Елена Малахова прилюдно обещала, что по итогам прошедшего отопительного сезона будет сделан перерасчет, поскольку, мол, теплоснабжающая компания – СТК - некорректно выставила счет за потребленное тепло, в результате собственникам квартир пришлось изрядно переплатить. При этом жителей только одной многоэтажки (ул. Белореченская, 7) обманули на 1 млн. рублей.

Но вопреки правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ, УК «Верх-Исетская» не провела обязательную корректировку платы, исходя из фактического потребления отопления. Таким образом, свое обещание Е.Малахова не сдержала. В квитанциях за май никаких данных о перерасчете не было. Жильцам деньги УК возвращать не стала. Тогда правоохранительные органы нагрянули в компанию с обыском и выявили крупный ущерб, нанесенный жителям областного центра. Пикантность ситуации заключается в том, что эта УК не сходила со страниц местных газет, позиционируя себя в качестве честной, современной, максимально приближенной к нуждам граждан структурой, она была на хорошем счету и у местных властей. Еще бы! Среди ее учредителей (а также УК «Стандарт», которой в январе 2013 года были предъявлены обвинения по аналогичным преступлениям) значится Наталья Годлевская, гражданская жена вице-мэра областного центра Александра Высокинского. Здесь же по странному стечению обстоятельств работает и Елена Яцкова, дочь сити-менеджера г. Екатеринбурга Александра Якоба.

Впрочем, практически все УК г. Екатеринбурга выставляют собственникам квартир «двойные» счета за тепло (плату начисляют с учетом норматива, а с теплоснабжающими компаниями рассчитываются по показаниям общедомового счетчика). По скромным подсчетам экспертов, ежегодно из кошельков жителей уральской столицы коммунальщики «вытаскивают» более 5 млрд. рублей!

Подобным, с позволения сказать, бизнесом уже давно занимаются и «коммунальщики» Первоуральска. Много жалоб на самоуправство и злоупотребления УК поступает от жителей Полевского, Камышловского, Верхотурского, Невьянского, Талицкого, Ирбитского и Белоярского городских округов.

Постоянно в поле зрения силовиков находится и екатеринбургский МУП «Водоканал»: он регулярно рапортует о том, что ему нужны инвестиции, а значит - повышение тарифов, гордума – не без скандалов, конечно, эти запросы утверждает, как и инвестиции из городского бюджета. Из Федерации туда тоже регулярно поступают немалые средства. Однако вода из крана по-прежнему отвратительного качества. Ею можно только полы мыть. Мыться самим – не стоит. Пить – опасно для жизни. Ведь в ней многократно превышено содержание железа, марганца и хлорорганических соединений. А все это – мощные канцерогены. Рядовые сотрудники «Водоканала» получают смешные зарплаты, едва сводят концы с концами. Куда же в таком случае уходят большие деньги? Руководителей этого предприятия регулярно отправляют за решетку, но следствие всякий раз прекращается. Проверки – даже прокурорские и милицейские – «ничего особенного» здесь не находят.

Между тем, воровство процветает. Контроля нет. А к каждой управляющей компании или предприятию ЖКХ полицейского или прокурора не приставишь!

Конечно, Средний Урал – не исключение из существующих правил. Сигналы о грубых нарушениях и коррупции в ЖКХ, как фронтовые сводки, почти ежедневно поступают из разных уголков России – от Владивостока до Калининграда и от Мурманска до Кавказа. Диагноз один и тот же - отрасль тяжело больна. А коррупция, царящая здесь, обычными методами непобедима.

Что делать?

Различные «коммунальные» инициативы плодятся в стране, как грибы после дождя. Так, на недавней встрече в Сочи Президента России Владимира Путина с руководителями фракций, работающих в Государственной Думе, прозвучало предложение - организовать в стране новый национальный проект - «Народный контроль ЖКХ». Глава Счётной палаты РФ Сергей Степашин, выступая на XII конференции Союза муниципальных контрольно-счётных органов Российской Федерации в Санкт-Петербурге, высказался за то, чтобы тарифы на ЖКУ заморозить на три года. Но круче всех оказался Минрегион РФ, который предложил свой, более суровый способ борьбы с коммунальными долгами - лишать собственников даже их единственной квартиры, если задолженность превысит пять процентов рыночной стоимости жилья.

Первое, что приходит на ум, - ужесточить требования к управляющим организациям. На мой взгляд, это можно сделать путем лицензирования соответствующих видов деятельности, отзыва лицензий у недобросовестных предприятий либо обязательного страхования качества услуг. Согласимся: права и интересы граждан, чаще всего, нарушаются из-за злоупотреблений в сфере управления многоквартирными домами. Нередко за дело тут берется организация, у которой нет ни материальных, ни людских ресурсов, она существует только на бумаге. Естественно, никакие рыночные механизмы в этой ситуации никогда работать не будут.

Но посмотрим правде в глаза. Жилищный фонд регионов сейчас крайне изношен, даже при условии многомиллиардных государственных субсидий решить этот вопрос быстро нельзя. Так, несмотря на значительные вложения в реконструкцию, строительство и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, в 2012 году уровень ее износа удалось снизить лишь на 1,4 процента.

Словом, только государственными мерами поддержки ситуацию в отрасли исправить невозможно. Говорят: надо привлечь в ЖКХ частных инвесторов, которым сегодня эта сфера, в силу ряда причин, пока неинтересна. Но как? Инвестиции в «коммуналку» должны быть выгодными. Это справедливый и оправданный подход, другого пути эффективной модернизации отрасли не предвидится, если только не воссоздать систему ЖКХ в ее советском виде. Определенные надежды специалисты возлагают и на законодательство о концессионных соглашениях, что позволит создать в отрасли более прозрачные условия для притока капиталов.

Известно, что сегодня многие собственники жилья сами выбирают управляющую компанию, а другие эксплуатирующие организации подбирают на конкурсной основе. Это и способствует развитию на рынке ЖКХ той самой «неуловимой» конкуренции. Да, система пока не совершенна, но, по мнению экспертов, только так и можно приобщить жильцов к управлению собственным имуществом, заставить их эффективнее использовать средства, улучшать содержание и сохранность жилищного фонда.

Так что без общественного контроля здесь не обойтись. Ведь потребитель лишь тогда будет по-настоящему защищен, если знает свои права и обязанности. Но когда у него возникают претензии к управляющим и ресурсоснабжающим компаниям, то на региональном и местном уровнях надо максимально помочь ему отстоять свои позиции, оказать квалифицированную юридическую помощь, развивать сеть общественных организаций по контролю качества услуг ЖКХ. А для начала - упростить и регламентировать те процедуры, по которым потребитель всегда, причем очень оперативно, может доказать факт злоупотреблений, предоставления ему плохих услуг.

Правильно говорилось на Госсовете: «Мы стоим перед необходимостью создания эффективной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, которая должна быть основана на строгом учете услуг и ресурсов, на государственном правовом и тарифном регулировании коммунальных рынков, на стимулировании инвестиций...».

Заметим, в настоящее время население России ежегодно платит за «коммуналку» более 1 триллиона 300 миллиардов рублей. Но эта платежеспособность – уже на пределе. Поэтому нельзя допускать резкого и неоправданного увеличения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Если уж государство «отпустило» ЖКХ от себя, то оно должно держать под постоянным контролем хотя бы уровень тарифов.

Правда, надо честно признать, существующая ныне тарифная политика себя исчерпала, пора уже отказаться от установления предельных и перейти к установлению долгосрочных тарифов. Аналитики предлагают также ввести в оборот новый ограничитель – предельный индекс роста совокупного платежа граждан за услуги ЖКХ. Зачем? Он сделает долгосрочные тарифы более гибкими, позволит учитывать потребности и реальную платежеспособность населения, а также инвестиционные возможности предприятий – поставщиков ресурсов.

А вот ученые Института экономики УрО РАН считают: если подходить к развитию концептуальных подходов к формированию государственной политики в сфере ЖКХ всерьез, с прицелом на будущее, то необходимо заняться, в первую очередь, разработкой единого Федерального закона «О государственной политике цен и ценообразования». В нем следовало бы предусмотреть, во-первых, систему формирования структуры затрат в тарифах: к примеру, рентабельность производства в сфере ЖКХ не должна превышать 20 процентов себестоимости произведенной продукции. Во-вторых, нужно провести калькулирование всех затрат в отрасли сделав их прозрачными. В-третьих, закрепить положение, что индексация тарифов – это замедление их роста, а значит – уменьшение инфляции. В-четвертых, исключить из сети взаимодействия с естественными монополиями и поставщиками ресурсов различных посредников. В-пятых, регулирование деятельности предприятий и организаций по проблемам модернизации ЖКХ вести путем использования различных налоговых механизмов.

ЖКХ - социально ориентированная отрасль. Конечно, она сложная, криминальная, очень запущенная, но от ее состояния во многом зависит уровень благосостояния граждан Российской Федерации. Из этого, считаю, и следует исходить идеологам коммунальной реформы.

октябрь 18-25 << пн / вт / ср / чт / пт / сб / вс / >>
 
Индекс Цитирования Яndex Rambler's Top100
дизайн, программирование: Присяжный А.В.