![]() |
![]() |
Инновационный портал
|
подписка важно!
полезно!
награды
партнеры
Сейчас на сайте: |
Нормативно-правовая базаГлавная / Нормативно-правовая база
/ (24.02.2004) Вступительное слово на совместном заседании Совета Безопасности и президиума Государственного совета ![]() 24 февраля 2004 года, Вступительное слово на совместном заседании Совета Безопасности и президиума Государственного советаВ.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня нам предстоит рассмотреть состояние дел в инновационной сфере. По сути, речь идет о стратегии качественного роста нашей экономики, промышленности, науки. В конечном счете – о формировании полноценной инновационной политики государства. В таком системном виде этот вопрос мы рассматриваем впервые. Несмотря на то что за последние годы был принят целый ряд серьезных решений, качественных сдвигов, к сожалению, в этой сфере пока очень мало. Совет Безопасности и другие структуры также не раз обращались к проблемам поддержки науки и образования. Были определены важнейшие приоритеты в технологическом развитии. Хочу вас проинформировать: мы об этом говорили недавно на Совете по науке при Президенте России. Я тогда обещал, что будут приняты соответствующие, пока небольшие, но все-таки знаковые решения. Могу вас проинформировать, что мною только что подписан указ о материальном поощрении ученых и конструкторов, внесших большой вклад в разработку современной военной техники и вооружений. В соответствии с этим документом денежные гранты в размере 20 тысяч рублей в месяц будут выплачиваться специалистам, имеющим особые заслуги в разработке военной техники и вооружений. Однако в целом российская экономика, несмотря на определенные успехи по некоторым нашим направлениям, все-таки продолжает оставаться преимущественно сырьевой. А наша страна занимает менее одного процента глобального рынка наукоемкой продукции. Мы накопили колоссальный научный потенциал, имеем подготовленные кадры и перспективные заделы практически по всему спектру современных технологий. Но этим естественным конкурентным преимуществом, которое создавалось несколькими поколениями ученых и конструкторов, мы еще эффективно пользоваться не умеем. Ключевая проблема в том, что научные открытия и изобретения у нас так и не становятся работающим капиталом, они не вызывают делового интереса у отечественных инвесторов, не приносят значимого дохода их авторам. И при этом значительная часть финансируемой из госбюджета науки все еще существует вне современных экономических и правовых отношений. Между тем невостребованная наука – это неэффективно растрачиваемые государственные средства, это реальная угроза для национальной безопасности России, угроза оказаться на обочине мирового технологического развития, со статусом сырьевого донора развитых стран. Вы знаете: развитые экономики мира развиваются сегодня именно за счет постоянного совершенствования услуг и технологий. Достаточно сказать, что больше половины прироста ВВП таких стран, как США, Япония, Федеративная Республика Германия, обеспечивается новыми технологическими решениями. Такие экономики более устойчивы, они обладают долгосрочными конкурентными преимуществами. Они диверсифицированы, а значит – перспективны и стабильны. И только подобная экономика позволит нам завоевать достойное место на глобальном рынке. Инновационный прорыв для современной России – это реальное слагаемое быстрой модернизации страны. Путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики. Инновационная политика должна быть одним из наших самых приоритетных национальных проектов. И потому, как любой проект, она перед запуском должна быть хорошо проработана. В связи с этим хотел бы обозначить несколько принципиальных моментов. Прежде всего мы не должны рассматривать инновационную политику только как однозначный выбор и поддержку государством ограниченного круга научно-технологических проектов или отраслей экономики. Напротив – следует предусмотреть формирование принципиально новых отношений науки, бизнеса и государства. Отношений, в которых разделение полномочий, ответственности и рисков происходит на всех этапах инновационного процесса – от научной идеи до конечного продукта. И в этой связи инновационная сфера потребует от нас и нового качества как государственного, так и корпоративного управления. В рамках инновационной политики нам предстоит также отстроить адекватную инфраструктуру, включая все необходимые управленческие, правовые и институциональные элементы. Иначе нам не создать технологический коридор от научного открытия до рыночного продукта. При этом понадобятся четкие критерии в определении приоритетов инновационной политики. Также понадобится долгосрочный прогноз инновационного развития как российской экономики, так и мировой. Без этого не определить, где пересекаются накопленный в России интеллектуально-технологический капитал и тенденции мировых рынков. Кроме того, нужно оптимизировать гражданско-правовой оборот интеллектуальной собственности, создать реальный механизм мотивации для научных коллективов и ученых. Существующая правовая неопределенность пока не обеспечивает интересы государства, самих ученых и научных учреждений, отпугивает от инновационных инвестиций и частный бизнес. В этой связи нужно ускорить внесение в Государственную Думу соответствующих законопроектов, включая завершающую часть Гражданского кодекса, посвященную интеллектуальной собственности. В том числе – устанавливающих баланс интересов в правах на интеллектуальную собственность между государством, научными организациями и самими разработчиками. И, наконец, последнее. Нам необходимо четко знать, какими правовыми, финансовыми и организационными ресурсами для осуществления инновационной политики мы располагаем сегодня и какие из механизмов ее стимулирования еще предстоит отстроить как в государственном, так и в частном секторах. Хотел бы подчеркнуть: сейчас на государстве лежит основная ответственность за формирование и развитие современной научной среды. И именно за подготовку кадров, финансирование перспективных фундаментальных и многих прикладных исследований. Опираясь на наши возросшие экономические возможности, мы уже начали наращивать государственные вложения в эти области. Однако необходимо продумать и эффективные формы государственного стимулирования инновационной деятельности в частном секторе. Нужно смелее отказываться от уже изживших себя форм преференций. Разумной альтернативой здесь остается максимальное предоставление экономической свободы при создании благоприятных условий конкуренции. В том числе за счет развития системы страхования, венчурного финансирования, международной технологической кооперации, а также активного дипломатического сопровождения российских разработчиков и инновационных компаний на международном рынке. Я, конечно, обозначил лишь часть тем на сегодняшнее обсуждение. Уверен, что оно будет интересным, и я хочу предоставить слово заместителю Председателя Правительства Борису Сергеевичу Алешину. |
|
дизайн, программирование: Присяжный А.В.
|