![]() |
![]() |
Инновационный портал
|
подписка важно!
полезно!
награды
партнеры
Сейчас на сайте: |
Нормативно-правовая базаГлавная / Нормативно-правовая база
/ Федеральный Закон об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике ![]() Федеральное законодательство об инновационной деятельности МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИСЕКЦИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАУЧНОГО СОВЕТА ПРИ СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации В.Б. Рушайло 02.04.2001 г. от 27 февраля 2001 г. N 1 г.Москва
"О мерах по развитию инновационной деятельности как фактора повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции"Рассмотрев вопрос "О мерах по развитию инновационной деятельности как фактора повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции". Межведомственная комиссия и секция по экономической и социальной безопасности научного совета отмечают, что инновационная деятельность на современном этапе становится одним из важнейших системных факторов экономического развития страны, формирования и развития конкурентных преимуществ отечественной экономики, обеспечения национальной безопасности России. Преодоление деформированности структуры российской экономики, обусловленной ее топливно-сырьевой направленностью, может быть обеспечено только на основе широкого использования достижений научно-технического прогресса, разработкой и внедрением эффективных технологий, интеллектуализацией основных факторов производства. В современных условиях значительно возрастает роль государства в формировании законодательных и институциональных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Федеральными органами исполнительной власти в 1998-2000 гг. осуществлен комплекс мер по реализации Концепции инновационной политики, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832. Однако необходимо признать, что за прошедшие годы многие цели инновационной политики не были достигнуты. Несмотря на имеющийся рост промышленного производства, не произошло существенных изменений в интенсификации инновационной деятельности. Доля инновационно-активных предприятий в общем числе промышленных предприятий составляет лишь 5,2% (в .США этот показатель превышает 30%). Обострилась и вышла на первый план проблема качества и конкурентоспособности производственных технологий. В России только единицы предприятий сертифицированы по международной системе ISO-9000, что является необходимым условием выхода на европейский рынок. Незначительные масштабы инновационной деятельности характерны для всех отраслей промышленности и предприятий, независимо от численности и формы собственности. Основным источником финансирования затрат на инновации по-прежнему являются собственные средства предприятий. Роль местных бюджетов, внебюджетных фондов и иностранных инвестиций крайне мала. Инновационная пассивность большинства промышленных предприятий тормозит рост конкурентоспособности выпускаемой продукции и не позволяет укрепить финансовую базу реального сектора экономики, создать возможности обновления производства за счет расширения экспорта. По-прежнему слабыми остаются позиции российского машиностроительного экспорта. Удельный вес этой товарной группы в экспорте США достигает 48%, Германии - 50, Японии -^0%. Ежегодный объем экспорта машин и оборудования из России в 6,5 раз ниже аналогичного показателя Южной Кореи, в 5,5 раза - Малайзии и в 2,5 раза - Таиланда. Располагая крупной научной базой (12% числа ученых во всем мире), доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет лишь 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%. Слабо используются инструменты политической и дипломатической поддержки отечественных производителей наукоемкой продукции. К числу наиболее важных проблем, имеющих системный характер и сдерживающих развитие инновационных процессов в экономике, необходимо отнести следующие: - несовершенство нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, отсутствие федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации"; - отсутствие четкой и стабильной государственной политики в области инновационной деятельности, что существенно осложняет привлечение негосударственных инвестиций в реализацию инновационных проектов, особенно с длительным циклом освоения; - слабость экономических мотиваций у участников инновационного бизнеса (разработчиков, производителей, инвесторов), а также несовершенство механизмов государственной поддержки субъектов инновационной деятельности и концентрации их потенциала на стратегически важных для общества направлениях; - неразвитость инновационной инфраструктуры и рынка интеллектуальной собственности; - стагнация совместной инновационной деятельности со странами-участниками СНГ. Стратегия государственного участия в регулировании инновационной деятельности должна быть нацелена, прежде всего, на формирование прогрессивного технологического уклада и расширение конкурентных преимуществ отечественной экономики. Решение проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики неразрывно связано с мерами по целенаправленному формированию инновационного сознания населения. Бюджетные средства, предназначенные для финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок в интересах промышленности, целесообразно сконцентрировать в рамках трёх комплексных федеральных целевых программ: "Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники", "Национальная технологическая база". Межведомственная комиссия по безопасности в сфере экономики и секция по экономической и социальной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации считает необходимым рекомендовать в качестве первоочередных мер:
I. Федеральному Собранию Российской Федерации завершить доработку с участием представителей Правительства Российской Федерации и инновационного предпринимательства и принять Федеральный закон "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике".
II. Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти:
1. Рассмотреть на заседании Правительственной комиссии по научной и инновационной политике итоги реализации Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы и проект Концепции инновационной политики на 2001-2003 годы, утвердить план действий по ее реализации. 2. Проанализировать конкурентные преимущества и возможные перспективы их расширения в ключевых отраслях экономики России, подготовить на этой основе и представить Президенту Российской Федерации доклад с предложениями по обеспечению необходимых структурных преобразований в сфере материального производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции. 3. Обеспечить разработку стратегий развития отраслей промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу, определив приоритеты их инновационного и технологического развития и пути расширения экспорта конкурентоспособной наукоемкой продукции. 4. При разработке проектов федеральных целевых программ на период 2002-2006 годы "Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники", "Национальная технологическая база" обеспечить сбалансированность этапов и непрерывность цикла "НИР -ОКР - технологии - производство - реализация - потребление".
Ориентировать программные мероприятия на повышение ресурсосбережения, увеличение доли продукции высокой степени переработки, расширение сырьевой базы, обеспечение необходимой динамики обновления технологий и создание на этой основе условий и предпосылок для усиления конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. 5. Осуществить меры по совершенствованию существующих механизмов поддержки участников инновационной деятельности и экспортеров наукоемкой продукции (в части взимания налога на добавленную стоимость с авансовых платежей предприятий - экспортеров; отнесения затрат на НИОКР и подготовку кадров на себестоимость продукции; использования средств внебюджетных фондов; венчурного финансирования, страхования рисков и др.). 6. В целях формирования единого технологического и инновационного пространства государств-участников СНГ стимулировать процессы создания двухсторонних и многосторонних стратегических альянсов предприятий и организаций государств-участников СНГ. III. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах способствовать формированию окружных инновационных центров, ориентированных на развитие инновационного предпринимательства и повышение конкурентоспособности отечественных производителей, с учетом имеющегося положительного опыта создания инновационной системы в ряде регионов (Московская, Новгородская, Томская, Ульяновская области и др.).
IV. Инновационному союзу Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями подготовить и представить в Правительство Российской Федерации научно обоснованные предложения по созданию национальной инновационной системы, объединяющей интересы государства и инновационного предпринимательства по использованию новых знаний и практического опыта с целью реализации конкурентных преимуществ в обеспечении устойчивого экономического роста, повышения благосостояния и качества жизни населения.
|
|
дизайн, программирование: Присяжный А.В.
|