![]() |
![]() |
Инновационный портал
|
подписка важно!
полезно!
награды
партнеры
Сейчас на сайте: |
Производственный потенциалГлавная / Производственный потенциал
/ (12.12.2005) Потенциальный Чернобыль или Новая Силиконовая долина? ![]() Потенциальный Чернобыль или Новая Силиконовая долина?Лабытнанги, ЯНАО. В Лабытнанги в разгаре общественные слушания по строительству на территории города завода по производству метанола. Мнения звучат самые разные: от категорического неприятия (мол, отравите вашей химией всю окружающую среду, а людей сделаете повально алкоголиками) до однозначного одобрения (химическое производство - панацея для дотационного местного бюджета на сегодняшний день). Однако если смотреть объективно, любое производство - это и возможность реально пополнить городскую казну, остро нуждающуюся в свежих вливаниях «живых» денег, и потенциальная угроза для экологии. Насколько одно перевешивает другое? Расставить многие точки над «i» позволит беседа с генеральным директором Ямальского газоперерабатывающего химкомбината Вячеславом Викторовичем ЛОКТИОНОВЫМ. — Почему всё-таки местом строительства комбината выбран именно Лабытнанги? — Проект переработки природного газа в метанол (с производительностью 500 тысяч тонн продукта в год) на превосходно отработанных технологиях и оборудовании английской фирмы «ICI Inc» представляется одной из наиболее конкурентоспособных возможностей для старта этого направления промышленности на Ямале. Транспортная схема для экспортно ориентированного производства на северо-западе округа оценивается как наиболее экономичная. Лабытнанги в этом отношении не зря называют воротами Ямала. Здесь есть газопровод, способный подавать 150 тысяч кубометров в час, железная дорога (кстати, требующая дополнительной загрузки), серьезное портовое хозяйство с навигационным периодом три-четыре месяца. Рядом салехардский аэропорт. — Каков технологический цикл производства метанола? — Есть два варианта технологии — паровая конверсия в шахтном реакторе и парокислородная конверсия в трубчатом реакторе. Технология сама по себе обеспечивает низкий уровень выбросов вредных веществ, связанных со сжиганием топлива (окиси азота, серы, углерода). Современное оборудование предусматривает надежный контроль автоматики, следит за возникновением возможных ошибок персонала. Действует принцип многократного дублирования систем защиты и диагностики. За последние семь лет не было ни одной аварии на метанольных заводах в мире. Это о чём-то говорит, не правда ли? — Но ведь вредные вещества в воздух выбрасываться всё-таки будут? — Вредные вещества, как в процессе любого сжигания топлива, появляются неизбежно. Весь вопрос в том, чтобы максимально их утилизировать и обеспечить безопасность. Все эти проблемы в доста точной степени решены в предлагаемом нами типовом заводе. Проект соответствует не только российским, но и жестким международным экологическим нормам. Технология прошла многократные экологические экспертизы за границей, в странах Евросоюза и в Канаде. Сегодня руководством комбината и проектировщиками установлены рабочие связи с ведущей независимой международной организацией по вопросам экологической безопасности технологий — Институтом метанола в США. Во всём мире такое производство развивается, причем производственные мощности находятся зачастую прямо в городской черте. Например, в Вене — столице Австрии — завод работает длительное время, не нанося никакого ущерба. — Говорят, что русскому хорошо, то немцу смерть... Будет ли проведена независимая государственная экологическая экспертиза проекта? — Проведение государственной экологической экспертизы — обязательное требование для любых промышленных производств, а значит, и для нашего. Кстати, все производства метанола в мире находятся под контролем международных комиссий при ООН и ЮНЕСКО, которые не допускают никаких замалчиваний в этой теме. — Учитывается ли при выборе площадки для строительства завода роза ветров и близость городского источника водоснабжения — реки Ханмей? — При выборе площадки учитывается всё. В частности, при рассмотрении варианта размещения завода в микрорайоне Обской мы проводили консультации с экологическими службами ЯНАО. По их рекомендации предполагаемая для строительства площадка выбрана за границей водораздела реки Ханмей. А вообще определение с площадками — прерогатива проектировщиков, в числе которых — ВНИИПИ нефти, Тюменский университет нефти и газа. Они учитывают не только экологический фактор, но и экономический: транспортную схему, логистику, возможности дальнейшего развития. Ведь метанольный завод — это первая очередь газоперерабатывающего комбината. Мы планируем не только производство метанола, но и дальнейшую углубленную переработку газа, получение полиэтиленов, капронов, капролактамов. — Насколько производство подобного рода распространено в северных широтах? — Для Севера это не новость, аналогичные заводы общей мощностью семь миллионов тонн метанола в год стоят в Канаде. В настоящее время завод такого же типа, только более мощный, строится в Архангельске. Есть проект строительства метанольного завода в Новом Уренгое. — Опасна ли транспортировка метанола по железной дороге и по воде? — Товарный метанол планируется отгружать по железной дороге в цистернах и в мелкой таре — контейнерах емкостью 200, 100 и 50 литров. При перевозке водным транспортом используются специальные контейнеры. Транспортные емкости для метанола строятся и эксплуатируются по специальным регламентам, цистерны и контейнеры при перевозке охраняются. На то есть несколько причин. Это и схожесть метанола с этиловым спиртом — нужно предотвратить возможность его употребления. К тому же метанол горюч, он используется в качестве топлива для гоночных автомобилей. Перевозка контейнерами предпочтительнее, поскольку позволяет погрузить емкости, залитые на заводе и запаянные. Любое вскрытие оболочки будет сразу заметно. Сейчас рассматриваются вопросы транспортировки метанольных картриджей, это специальная полиэтиленовая упаковка. Транспортировка в данном виде настолько безопасна, что рассматривается возможность перевозки метанольных картриджей авиационным транспортом. — Каковы финансовые источники строительства? — Производство крупное, дорогостоящее. Строительство предполагается вести на привлеченные в округ средства независимых инвесторов, с ними уже проведена предварительная работа. Начало финансирования ожидается в этом году, при успешном завершении всех юридических процедур, в том числе и общественных слушаний, и государственной экологической экспертизы. — Не отпугнет ли наличие в Лабытнанги химического производства потенциальных туристов? — На Ямале сегодня «промышленный туризм» превалирует над прочими видами туризма. Сюда едут с целью заработка. Если посмотреть в мире, значительная часть комбинатов по производству метанола расположена вблизи центров мирового туризма (Вена, Ванкувер, Биллингхэм). Это говорит само за себя. — А теперь о реальных плюсах. Насколько пополнится городской бюджет? — По нашим расчетам, налоговые поступления от первой очереди комбината составят около пятисот миллионов рублей. Это не только налоги, но и вторичные поступления: с появлением промышленности начинает активно работать обслуживающая структура, оживляется денежный оборот. — Какова кадровая политика руководства? Иногородние специалисты или ставка на местное население? — Непосредственно на комбинате будет создано более тысячи новых рабочих мест. Каждое рабочее место на комбинате загрузит не менее двух новых рабочих мест в городской сфере обслуживания. Наиболее квалифицированных специалистов придется сначала привозить, а затем будем готовить местные кадры. Для этого при комбинате планируем создать технопарк. Сейчас на правительственном уровне принято решение по выделению зон, где занимались бы научными разработками, по типу американской Силиконовой долины. На ближайшую перспективу комбинату потребуются строители, транспортники, логистики, операторы оборудования. И не обязательно собственные, подряды смогут получить многие здешние фирмы. — Понятно, что узких специалистов придется приглашать извне. Следовательно, понадобятся детские сады, жилье и т. п. — Вопросы направления налоговых доходов на решение социальных проблем будут решаться администрацией города и депутатами Думы. Налоговые поступления дадут возможность приступить к решению наиболее наболевших городских проблем. Мы относимся к этому с пониманием и, конечно, будем сотрудничать с городскими властями. — И последнее. Насколько востребована в мире ваша продукция? — Объемы производства завода не дотягивают и до одного процента мирового, мы не претендуем на значительную часть рынка. А продукция весьма востребована! Новые технологии, о которых всего пару лет назад можно было только мечтать, уже перешагнули опытную стадию и работают в промышленности. Это так называемые метанольные топливные ячейки, или метанольные аккумуляторы. Уникальность данного процесса получения энергии состоит в том, что электрическая и тепловая энергия выделяется при прямом разложении метанола на мембране. Отсутствуют движущие части, нет необходимости в периодической смазке, переборке. Метанольный топливный элемент начинает работать при замыкании контактов. Метанол поступает из метанольных картриджей, не сообщающихся с внешней средой. Как в принтер вставляется картридж для печати, так и в топливную ячейку - метанольный картридж. Он прокалывается — и пошел расход. Если картридж вытащить, он автоматически запечатывается, и разрушить его весьма сложно. Примерно половина энергии от разложения метанола приходится на электрическую составляющую, остальное — на тепловую. Этот аккумулятор не требует подзарядки. Сегодня фирма «Sony», например, уже показала топливный элемент размером с аккумулятор для сотового телефона, куда заправляется 5—10 граммов метанола, и он работает! Цена на подобные вещи за последние полтора гола упала почти в пятьдесят пая... ГОВОРЯЩИЕ ЦИФРЫТехнико-тактические характеристики завода: производство 1500 тонн метанола ежедневно, или 500 тысяч тонн товарного метанола в год; ежемесячная отгрузка продукции на 300 миллионов рублей; создание около 1000 рабочих мест, из них 210 — на основном производстве, остальные - на обеспечивающих его дополнительных (энергетика, тара, сбыт, погрузочно-разгрузочные работы). Этапы развития: 2005 год - начало проекта. Производственные мощности: 2007 год - метанол/картриджи; |
|
дизайн, программирование: Присяжный А.В.
|