![]() |
![]() |
Инновационный портал
|
подписка важно!
полезно!
награды
партнеры
Сейчас на сайте: |
Сотрудничество![]() Справка: РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
Республика Узбекистан расположена в центре евразийского материка, в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Граничит с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном, Афганистаном. Общая протяженность границ - 6221 км. Территория - 447,4 тыс. кв. км. Население - 25 млн. чел., в том числе городское - 38%, сельское - 62%, трудоспособное - 49%. При средней плотности населения по стране свыше 50 чел. на кв. км. в Ферганской долине она достигает 500-600 чел. Национальный состав: узбеки - 74,5%, русские – 3,9%, таджики - 5,5%, казахи - 4,1%, татары - 2,4%, корейцы - 0,9%. Русскоязычная диаспора по оценке составляет 1,3 млн. чел. и включает, кроме этнических русских (около 1 млн. чел.), представителей других славянских меньшинств, татар, корейцев и евреев. Столица - Ташкент (2,5 млн. жителей). Административное деление: г.Ташкент, Республика Каракалпакстан, 12 областей - Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Навоийская, Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская. Государственный язык - узбекский. Русский язык, не имея официального статуса, фактически используется как средство межнационального общения. Религия: подавляющее большинство верующих - мусульмане-сунниты. Денежная единица – сум. Национальный праздник - День независимости (1 сентября). Государственное устройство. Принятая в декабре 1992 г. конституция провозглашает Узбекистан суверенной демократической республикой. Глава государства и исполнительной власти - президент (9 января 2000 г. на очередной пятилетний срок переизбран И.А.Каримов). В ходе прошедшего в январе 2002 г. референдума более 90% участников проголосовали за продление конституционного срока полномочий президента с 5 до 7 лет. Высший законодательный орган - однопалатный Олий Мажлис (250 депутатов), новый состав выбран в декабре 1999 г. на пятилетний срок (в ходе референдума 2002 г. принято решение о преобразовании Олий Мажлиса во время следующего созыва в декабре 2004 г. в двухпалатный парламент). Председатель - Э.Халилов. Высший орган исполнительной власти - Кабинет Министров, председателем которого является президент. Премьер-министр – Ш.Мирзияев. Внутренняя политика. Основные политические партии - Народно-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия Узбекистана “Адолат” (“Справедливость”), Демократическая партия Узбекистана “Миллий тикланиш” (“Национальное возрождение”). Укрепляются позиции созданной в 1999 г. Национально-демократической партии “Фидокорлар” (“Самоотверженные”), объединившейся с партией “Ватан Тараккиети” (“За прогресс Родины”). В 2003 году образована Либерально-демократическая партия Узбекистана, призванная выражать интересы предпринимателей и интеллигенции. В числе приоритетных для правительства страны задач политического реформирования находится молодежная политика. На официальном уровне она проводится в основном через «Молодежное движение Узбекистана «Камолот» («Наследие»). На нелегальном положении действуют запрещенные исламистские организации (Исламская партия Туркестана-Исламское движение Узбекистана, “Хизб ут-Тахрир”), национально-демократические (движение “Бирлик”, демпартия “Эрк”), незарегистрированные правозащитные группы. Сторонники ИПТ-ИДУ (руководители Т.Юлдашев, Д.Ходжиев – по некоторым данным, последний убит в ходе АТО в Афганистане) в целях дестабилизации обстановки в республике в феврале 1999 г. организовали взрывы в Ташкенте, в августе 1999 г. и августе-сентябре 2000 г. предпринимали вооруженные попытки проникновения на территорию РУ. Радикальные исламистские группы до АТО в Афганистане базировались в этой стране. В конце марта 2004 года в Ташкенте и Бухаре была совершена серия террористических актов. Властями Узбекистана приняты повышенные меры безопасности. Вооруженные силы насчитывают около 100 тыс. чел. и состоят из сухопутных войск, ВВС, войск ПВО, национальной гвардии и президентской гвардии, войск пограничной охраны, внутренних войск. В их составе созданы “силы специальных операций”. Комплектование ВС производится как по призыву, так и на контрактной основе. Осуществляются программа переоснащения армии, переход к ее организации на основе формирования военных округов. В основу экономической политики положена собственная модель постепенного перехода к рынку. В 2000-2002 гг. с целью активизации экономических реформ предпринят ряд мер по унификации обменных курсов сума на внутреннем валютном рынке, либерализации кредитно-финансовой деятельности, ускорению процесса приватизации, привлечения иностранных инвестиций. Узбекистан - аграрно-индустриальная страна. В промышленном секторе доминирует добыча полезных ископаемых - природного газа, нефти, угля, золота (80-85 тонн в год, восьмое место в мире), урана, цветных металлов. Приоритетное значение придается наращиванию перерабатывающих отраслей - нефте- и газохимической, текстильной промышленности, автомобилестроения. В аграрном секторе, наряду с сохранением ведущей роли хлопководства, развиваются зерновое производство и животноводство. Внешнеэкономические связи. Основные статьи экспорта - хлопковолокно (24,9% объема), услуги, черные и цветные металлы, энергоносители; импорта – машины и оборудование, товары народного потребления, услуги. Доля стран СНГ в обороте внешней торговли составляет примерно 40%. Россия является главным торговым партнером Узбекистана (около19% товарооборота). Внешняя политика. Узбекистан - член ООН, ОБСЕ, ОЭС, ОИК, ШОС, ряда других международных и региональных организаций. В рамках Содружества Независимых Государств Узбекистан придерживается курса на приоритетное развитие двусторонних связей. Узбекистан выступил в роли инициатора создания в январе 2002 г. новой региональной организации ЦАС – Центрально-Азиатское сотрудничество (взамен ранее существовавшего Центрально-Азиатского экономического сообщества). В результате активной поддержки Узбекистаном антитеррористической операции в Афганистане, получили развитие узбекско-американские отношения. Ташкент был назван в числе ключевых союзников Вашингтона в борьбе с терроризмом в регионе. По итогам официального визита И.Каримова в США (март 2002 г.) подписана декларация о стратегическом партнерстве и основах сотрудничества между двумя странами. Акцентированное внимание Ташкент уделяет также активизации сотрудничества с другими индустриальными государствами, а также ЕС и НАТО. С середины 2003 года во внешней политике Узбекистана происходит определенная корректировка отношений со странами Запада в сторону придания им более взвешенного характера с одновременным усилением линии на развитие политического и экономического взаимодействия с Россией. В июне 2004 г. Узбекистан заключил с Россией Договор о стратегическом партнерстве, заложивший фундамент дальнейшего развития российско-узбекского взаимодействия на всех направлениях.
|
|
дизайн, программирование: Присяжный А.В.
|